LiveInternetLiveInternet

 -Поиск по дневнику

 -Статистика


Карта сайта: 1

Катание на роликах — детская забава или не только

19th Январь 2015

Катание на роликах — детская забава или не только?
 
Если взглянуть на прошедшие несколько десятков лет, можно подумать, что образ роллеров (и катания на роликах) серьезно изменился. Однако очень многие люди по прежнему полагают, что это увлечение представляет собой скорее забаву, чем полноценный вид спорта. Находятся и такие, кто воспринимает ролики как нечто несерьезное. Порою люди даже удивляются, когда узнают о существовании скоростного катания на роликах. Итак, что же такое ролики — детская забава или настоящая спортивная дисциплина?


Образ любителей роликов — "через годы и столетия"
Возвращение к истокам: увлечение оригиналов и чудаков
Точную дату рождения роликовых коньков установить по-прежнему не удается (не хватает исторических сведений). Данное изобретение приписывают Джону Джозефу Мерлину (John Joseph Merlin, 1735- 1803) родом из г. Гуй (Huy) в Бельгии (это установил Сэм Низвицки в 1991). Мерлину пришла в голову идея (примерно в 1760 г.) попытаться сделать возможным катание на открытой земле, ради чего он прикрепил металлические колеса к деревянной пластине. Кстати, сам Мерлин был специалистом в области механических машин и агрегатов. В получившейся модели роликовых коньков колеса были установлены однорядно (инлайн). По сути, получился аналог ледовых коньков.Однажды вечером, находясь в гостях у своей знакомой в Лондоне, Мерлин впервые продемонстрировал свое изобретение. В то время лишь несколько "больших оригиналов" осмелились иногда кататься на таких роликовых коньках.

Через некоторое время после Мерлина Максимилиан Лодвийк ван Леде (Maximilliaan Lodewijk Van Lede), студент академии в г. Брюгге, в 1789 г. создал свой вариант роликовых коньков. Ван Леде был скульптором (закончил с медалью Парижскую академию). По своему происхождению данные изобретатели были выходцами из буржуазии.
В 1819 г. француз Петибле (Petibled), который был механиком, разработал свою модель роликовых коньков и запатентовал ее. Его примеру последовали и другие изобретатели: шотландец Джон Спенс (John Spence), Роберт Джон Таерс (Robert John Tyers), Огюст Лонер (August Lohner), Легран (Legrand), Джин Гарсен (Jean Garcin). Все эти люди были европейцами и увлекались катанием на льду.
Гарсен сконструировал наиболее удачную модель однорядных роликов и назвал ее cingar. Будучи известным французским ледовым фигуристом в эпоху Первой империи и Реставрации, он опубликовал свое сочинение "Истинный фигурист, или о грациозном катании на коньках" (Le vrai patineur, ou principes de l\\\\\\\\'art de patiner avec grace (1813))".
В литературе встречаются косвенные сведения о том, что на роликах в то время катались единицы. Некоторые из них (см. персонаж на рис., опубликованном в книге "Роллермания" Сэма Низвицки) были большими "оригиналами.
"В 1849 г. один чудак, катаясь на трехколесных роликах, удивлял праздношатающихся на площади Согласия"
Катанием на роликах первоначально увлекались высшие слои общества
В 1849 г. роликовые коньки появляются на театральных подмостках. В национальном театре была поставлена опера Мейербеера (Meyerbeer) "Пророк". В ней участвовал роллер-балет, танцы для которого ставил Легран. Впоследствии сами танцоры осознали возможности, которые открывались перед ними благодаря роликам. Катанием на роликах начали увлекаться представители зажиточных слоев.
В своей книге Низвицки называет различных представителей аристократии, которые регулярно катались на роликах: Например, в 1820 г., в Королевском дворце был замечен Кавалер ордена Сант-Жоржа во Франции (Chevalier de Saint-Georges en France). Возможно, данный факт следует отнести к привычке говорить скорее об известных людях, а не о простонародье…
"Первоначально на льду катались, прежде всего, аристократы. Люди приходили в Париже на каток с моноклями, в высоких шляпах, с тростью (желая выглядеть элегантно и одновременно для лучшего сохранения равновесия). А когда в 1870 г. появились первые квады (quad), именно те же люди стали кататься на роликах. То есть, это было увлечение аристократии. Да, аристократов и высших слоев буржуазии". (Сэм Низвицки — 2003)
В XIX веке свой досуг имела крайне незначительная
Часть общества. Можно сказать, что люди эти относились к "праздному классу" (данное понятие ввел Торстен Веблен (Thorstein Veblen)). Представители высших слоев общества, как правило, нигде не работали, но были достаточно обеспечены.

Возможность иметь досуг позволяла отличаться от других, выделяться, подчеркивать свое социальное превосходство. Такие люди выставляли себя напоказ.
С течением времени роликовые коньки распространяются в Европе. В Лондоне в 1823 г. на территории теннисных кортов открываются школы катания Таерса (Tyers). В Бордо свою школу открывает Робийон (Robillon), а Гарсен открывает школу в Вилетт. Благодаря появлению роликовых коньков, в конструкции которых используются оси (во второй половине XIX века), эта тенденция усиливается.
Можно сказать, что социологическая тенденция развития большинства спортивных дисциплин имеет одну общую закономерность: сначала проявляют интерес высшие классы общества, а затем постепенно увлечение распространяется на низшие классы.
Однорядные ролики царствуют вплоть до 1863 г., а затем появляются модели с двумя осями. Традиционные ролики (или квады) являются более управляемыми, начинают промышленно выпускаться и довольно быстро вытесняют однорядные модели. Они быстро распространяются по свету — сначала в США, а затем и в Европе.
В 1876 г. уже говорят о настоящей парижской моде на катание на роликах: "Катание на роликах входит в моду. В какой то момент данное увлечение оказывается даже более престижным, чем катание на велосипеде. (…) Люди катаются повсюду. Наблюдается настоящий ажиотаж. (…) Однако роллеры катаются в специальных местах и не могут нанести вред окружающим." Таким образом, роллеры перемещаются на специальные площадки.
Но, данное увлечение по-прежнему характерно лишь для ограниченного сословия. Представители других слоев общества начнут увлекаться роликами позже. На протяжении довольно долгого периода на роликах было можно кататься только на специальных площадках с соответствующим (гладким) покрытиям — на роллер катках. Вероятно, это была одной из причин быстрого исчезновения моды. Кроме нее, можно с определенной долей вероятности назвать еще две причины: довольно высокая цена входа на роллер-катки и неравенство по возможностям досуга (Веблен, 1899).

"Сверху вниз" — ролики проникают в другие социальные слои
Сэм Низвицки подчеркивает: "Впоследствии, увлечение роликами постепенно демократизируется и становится популярным спортом (а не увлечением для избранных). На катки (которые находились на левом берегу Сены) чаще всего приходили кататься студенты, а в центре Парижа любители посещали балы. Это происходило примерно в 1876-1879 гг. и чуть позже." (Сэм Низвицки — 2002)
На протяжении указанного периода количество роллер катков быстро росло в мире, в частности, в Париже. В некоторых случаях на входе на роллер катки применялась особая система (кооптация). Когда увлечение роликами охватило широкие массы населения, а высшие слои общества уже никак не могли повлиять на эту тенденцию, произошло резкое разделение мест катания. В Париже, разница между левым и правым берегами резко бросалась в глаза.
"(..) буржуа были более "живыми", уже не теми традиционными буржуа, характерными для моды 1876 г. Позднее, в 1914 г. случился другой "пик" моды. Поначалу, как и прежде, тон задавали аристократы, а затем произошла "демократизация" участников, в спортивном смысле. Любители роликов начали кататься в шлемах, в легких куртках. Женщины носили юбки и трико. И очень быстро увлечение роликами стало носить некий "хулиганский" оттенок. Появились персонажи, которые приходили кататься и приставали к девушкам, доходило даже до драк. Мне рассказали об этом люди, которые приходили в ролики из других видов спорта (и, кстати, подобное происходило и в других дисциплинах). Очень часто спорт инициируется аристократами, потом демократизируется и скатывается порой до хулиганства. Увы, такова природа многих сильных увлечений."
Эти слова Сэма Низвицки являются доказанным социологическим фактом. Он дополняет свои аргументы, описывая различные слои общества:
"Если говорить об учащихся, то они всегда выглядели непринужденно. Буржуа представали совсем другими: строгая стильная одежда, монокль. Девушки одевались практически так же, как при катании на льду, носили меховые муфты. Увлечение роликами было довольно автономным. На протяжении длительного времени это было имитацией катания на ледовых коньках, своего рода, его заменой."
И вдруг, в течение буквально нескольких лет, о роликах просто забыли. Роликовые коньки повторно появились на публике только в 1910 г. Этому способствовала очередная технологическая новинка — ролики-велосипеды (patins-cycles). В очень многих случаях "возврат" спортивных дисциплин связан с главенствующими технологическими инновациями.
Наконец, новый всплеск интереса к роликам произошел в конце второй мировой войны, а затем в 70-80 годах ХХ века. Обратите внимание на то, что ролики циклично возвращались в моду каждые 30-40 лет.

Возврат роликов в 80-х годах: инфантильный и маргинальный оттенок
Легенда гласит, что роликовые коньки вернулись благодаря скейтборду. Американские фирмы-изготовители столкнулись с тем, что на их складах скопились в огромных количествах нераспроданные доски и колеса. И этот материал надо было как то "утилизовать".
"Однорядные ролики современного типа стали появляться в США в 80-х годах. Я сам видел в 1983 г. в Центральном Парке Нью-Йорка нескольких роллеров на подобных коньках. Мода на однорядки пришла во Францию только через 10 лет, в 1993 г."
Возрождение интереса к катанию на роликах произошло не случайно, но благодаря нескольким факторам: интерес к "калифорнийским" увлечениям, развитие интереса к защите окружающей среды и рождение культуры "fun (развлечения)". Данный период по времени совпадает с успехом диско музыки. На ум приходит фильм "Roll\\\\\\\\'Bounce", который очень точно воспроизводит дух того времени в США.

Увлечение роликами во Франции в 80-х годах (по словам Сержа Родригеса)
"В 80-х годах на квадах катались дети, развлекались. На них также катались редкие взрослые — как правило, либо переходя с ледовых коньков, либо для реализации несбывшейся детской мечты. Но, когда взрослые постоянно продолжали кататься на роликах (…), это всегда воспринималось с "маргинальным" оттенком. Как только где либо видели взрослого на квадах, его тут же ассоциировали с ребенком." (Серж Родригес — 2002)
Подобный образ роллера-маргинала зачастую возникает у многих людей и сегодня. Роликовые коньки часто дарят детям на рождество или дни рождения. Взрослых роллеров не воспринимают всерьез, часто стыдят.
"Знаете, в 80-е годы многие взрослые роллеры, приходя в магазины за квадами, говорили, что покупают их для своих детей, им было стыдно признаться, что они собираются купить ролики для себя." (Серж Родригес — 2002)
"Я знал многих людей, которые регулярно катались на роликах, но которые не говорили приятелям о своем увлечении. Они выходили из своих квартир пешком, проходили 500 м, чтобы их знакомые не смогли их увидеть на роликах." (Серж Родригес — 2003).В районе Монпарнасс начинают собираться роллеры: кто-то для прыжков или занятия слаломом, а кто-то для участия в "диких" покатушках. В это время к роллерам относятся настороженно. Можно сказать, что на протяжении десяти лет интерес к роликам не растет. Ситуация начнет резко меняться только благодаря появлению современных однорядных роликов, которые фактически "взорвали" рынок и вызвали колоссальный интерес у общества.

Однако новый приход однорядных роликов не изменил сразу образ роллера. Еще на протяжении довольно длительного времени роллеры воспринимались чужаками. В 1992 г. квады были представлены в ходе Олимпийских Игр в Барселоне, чему немало способствовал тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч (Juan Antonio Samaranch). На играх был представлен ринк-хоккей, который представляет собой одну из старейших соревновательных дисциплин — и спортивную составляющую роллер спорта стали воспринимать довольно серьезно.

Причины роста популярности роликов во Франции
Всплеск интереса к роликам во Франции (а точнее к однорядным роликам) объясняют забастовками, которые буквально парализовали страну в 1995 г. Легенда гласит, что страну настолько парализовало, что многие люди стали активно искать альтернативные способы перемещения в быту — пешком, на велосипедах, роликах… Автомобили "оставили на обочине"…
Именно в этот период катание на роликах окончательно потеряло оттенок маргинальности, который еще сохранялся в начале 90-х.
К. Посьелло (Pocielllo) пишет (в 1981 г.): "Будучи изобретенными, завезенными, практикуемыми или продвигаемыми различными культурными группами, новые виды спорта оказались чрезвычайно популярными и способствовали их неизбежному развитию". На данном историческом этапе роллер мода начинает распространяться по миру из США. По ту сторону Атлантики от 29 до 30 миллионов людей регулярно покупают ролики. Во Франции пока лишь единичные роллеры рискуют скатываться на полному ходу по перилам на Трокадеро (Trocadero) или просто катаются в районе Монпарнасс. Знаменитая вечерняя роллер-покатушка по пятницам (Friday Night Fever) только делает свои первые робкие шаги.
Организаторы массовых роллер-пробегов испытывают уйму проблем с властями. Постоянно случаются конфликты с муниципалитетами и местной полицией. Мэры и префекты видят в пробегах своего рода демонстрации протеста, пытаясь понять, что движет роллерами, их политические или социальные мотивы. На данном этапе явно ощущается недостаток взаимопонимания. В свою очередь, местные журналисты задают себе похожие вопросы, пытаясь разобраться в причинах нового социального (роллер) феномена. Такие пробеги, о которых пишут различные СМИ (и, в частности, в Express), заставляют общество по-новому взглянуть на увлечение роликами. В пробегах уже принимают участие не только "маргиналы", но и обычные служащие, представители разных социальных слоев.
В свою очередь, фирмы-изготовители, используя подобную публичность, стараются поддерживать роллер феномен. Они активно продвигают ролики для агрессивного стиля катания.
Разное отношение к роллер дисциплинамВообще говоря, в 90-х годах публика не разбирается в роллер дисциплинах и относит роллеров к одной нише. Большинство людей не различают разницу между участниками роллер пробегов, слаломистами и агрессивщиками. Роллеров продолжают считать протестным сословием, хулиганами и разрушителями городской недвижимости. Этим объясняются многочисленные муниципальные запреты на катание на роликах и скейтбордах в городах.

Однако, несмотря ни на что, такой стиль катания как "стрит (street)" продолжает развиваться. Власти испытывают сильный шок от увиденного (результатов катания — см. на фото) и полностью отрицают роллер движение.
Представители мэрий тщетно пытаются запретить катание на роликах в общественных местах, заставить любителей стрита уйти в скейт-парки. Но, слабое понимание мотивов, которые двигают роллерами, лишь порождают бесцельные расходы — многие построенные скейт-парки пустуют.
В ответ на упрямство агрессивщиков власти находят технические решения: устанавливают металлические или каменные выступы, которые делают невозможным катание в таких местах.
Скоростное катание на роликах начинает восприниматься по другому, положительно. Внешний вид спортсменов, похожий на велогонщиков, не отторгает публику. Он — хорошо узнаваем. Использование шлемов говорит о серьезности увлечения. Однако на улицах отдельные роллеры или группы продолжают бороться за свои права. Автомобилисты без устали гудят или часто орут на роллеров, которые попадаются им на пути. В свою очередь, велосипедисты более сдержанно реагируют на встречных роллеров. Многие шокированы скоростями, на которых могут кататься отдельные роллеры.
Постепенно все большее количество людей начинает использовать ролики для того, чтобы ездить на работу. Полиция пытается лихорадочно разобраться с новой проблемой — роллерами на дорогах. Действительно, что с ними прикажете делать: арестовывать или не обращать внимание, оставлять на дороге или рекомендовать уйти на тротуар? Отсутствие четких ПДД иногда (даже сегодня) приводит к анекдотическим ситуациям, когда полицейские при виде роллера на пустынной дороге среди полей в сельской местности приказывают ему уйти на несуществующий тротуар!
В городах роллеров можно увидеть на велодорожках, тротуарах, улицах, специальных полосах, выделенных для автобусов. Роллеры не знают, где именно им разрешено кататься. С одной стороны, это решает для себя каждый роллер. А с другой, зависит от местных правил и сложившейся практики.
За последние 5 лет различные организации и институты периодически выслушивают пожелания роллеров и пытаются как то "структурировать" роллер дисциплины. Не будем самообольщаться — работы в этом направлении предстоит еще ох как много. В настоящее время по-прежнему в ряде городов власти продолжают строить скейт-парки без консультаций со специалистами и зачастую без малейшего понятия о реальных потребностях роллеров.

Олимпийские перспективы: обязательный этап, чтобы достичь зрелости?
Можно утверждать, что за последние годы восприятие общественностью роллеров заметно улучшилось. Но, это только начало долгого пути. По сравнению со своими европейскими соседями, Франция находится далеко не на первом месте.
Как добиться легитимности, как добиться реального признания роллер спорта у широкой общественности? Здесь необходимо выделить несколько важных моментов:
— Обязательно необходимо попасть в (приватный) клуб МОК. Олимпийский статус любого вида спорта способствует быстрому улучшению его образа.
— Используя ту же логику, необходимо добиться более широкого показа роллер спорта на ТВ.
— Необходимо стремиться к тому, чтобы добиться признания катания на роликах как способа передвижения и прописать права и обязанности роллеров в существующих законах (как это сделано для велосипедистов).
Начиная с 1992 г., когда на Олимпийских Играх был представлен ринк-хоккей (Rink-hockey — хоккей, в который играют на квадах, по правилам похожий на хоккей на траве), роллер спорту не удалось попасть в крайне ограниченный перечень олимпийских видов спорта. Впрочем, сегодня их количество еще уменьшилось (вместо 28 осталось лишь 26 видов).
Однако не будем пессимистами. За последние годы представительство стран на чемпионатах мира по роллер спорту продолжает непрерывно расширяться. На соревнованиях в Аньянге в Китае (в 2006 г.) участвовали спортсмены более чем из 50 стран. В 2007 г. в чемпионате мира, который должен пройти в Колумбии, ожидаются спортсмены из еще большего числа стран.
Ребячество — национальная черта?

Если во Франции роллер спорт пока не находится на первых ролях, то есть страны, где он входит в число самых популярных спортивных дисциплин. Прежде всего, здесь необходимо назвать Колумбию, где популярность роллер спорта постепенно догоняет такие виды как футбол и Формула 1. В Швейцарии и Германии в соревнованиях по бегу на роликах принимают участие тысячи спортсменов. Еще большими успехами могут похвастаться Ю.Корея и Китай.
Заключение
В заключение можно сказать, что в своем развитии роллер спорт похож на многие другие спортивные дисциплины. Сначала он стал популярным в высших слоях общества, а затем спустя многие годы и десятилетия привлек к себе внимание других, низших слоев населения. По странному стечению обстоятельств, восприятие роликов как детской забавы характерно не для XVIII и XIX веков, а для начала ХХ века. Сегодня отношение к роликам и роллерам меняется медленно и зависит от многих факторов. Если раньше преобладало полное игнорирование, то сейчас данное увлечение скорее положительно воспринимается в городской среде. И если в настоящее время роллер спорт пока не получил полного признания во Франции, можно надеяться, что успехи наших европейских соседей будут способствовать тому, что он (такой старый и, вместе с тем, столь юный вид спорта) сможет добиться своего места под солнцем…    [more/]

Рубрики:  РАЗНОЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>